СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ТЕМНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
первая сессия
седьмого созыва
Р Е Ш Е Н И Е
06 октября 2021 года № 2
г.Темников
Об утверждении регламента Совета депутатов Темниковского
муниципального района
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Темниковского муниципального района Республики Мордовия и в целях организации работы Совет депутатов Темниковского муниципального района р е ш и л :
- Утвердить прилагаемый регламент Совета депутатов Темниковского муниципального района
- Признать утратившим силу решение Совета депутатов Темниковского муниципального района от 11 октября 2016 г. № 2 "Об утверждении регламента Совета депутатов Темниковского муниципального района".
- Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию.
Председательствующий
на заседании Совета депутатов
Темниковского муниципального района И.П.Васин
Приложение
к решению Совета
депутатов Темниковского
муниципального района
от « 06 » октября 2021 г. № 2
Регламент
Совета депутатов Темниковского муниципального района
Глава 1.Общие положения
Статья 1. Правовые основы деятельности Совета депутатов Темниковского муниципального района
1. Совет депутатов Темниковского муниципального района (далее – Совет)осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия и законодательством Республики Мордовия, Уставом Темниковского муниципального района (далее – Уставом).
2.Совет депутатов Темниковского муниципального района состоит из 18 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. Срок полномочий Совета депутатов Темниковского муниципального района исчисляется со дня его первого заседания.
3.Срок, на который избирается Совет депутатов Темниковского муниципального района, равен сроку полномочий Совета депутатов Темниковского муниципального района и исчисляется со дня избрания Совета депутатов Темниковского муниципального района в правомочном составе.
4. Порядок деятельности Совета определяется федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия, законами Республики Мордовия, Уставом, настоящим Регламентом Совета (далее – Регламентом).
5. Деятельность Совета основывается на коллективном свободном обсуждении и решении вопросов, гласности, ответственности и подотчётности перед Советом создаваемых им органов, избираемых и назначаемых им должностных лиц, законности, широком привлечении граждан к решению вопросов местного значения, исследовании и учёте общественного мнения.
6. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Советом, депутаты образуют депутатские фракции Совета (далее – депутатские фракции) и депутатские объединения Совета (далее – депутатские объединения) в порядке, установленном настоящим Регламентом.
7. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Совета (далее – депутат) устанавливаются Конституцией Республики Мордовия, законами Республики Мордовия, Уставом Темниковского муниципального района , настоящим Регламентом.
Статья 2. Формы работы, участники и правомочность заседаний Совета
1. Основной формой работы Совета являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесённые к полномочиям Совета. Сессия может состоять из одного или нескольких заседаний.
2. Сессии проводятся в рабочие дни.
3. Перерыв объявляется, как правило, через каждые 90 минут работы продолжительностью 10 минут.
4. Совет вправе принять решение об ином времени проведения заседаний.
5. Сессии Совета проводятся не реже одного раза в три месяца в соответствии с планом нормотворческой работы.
6. Заседание Совета правомочно, если на нём присутствует не менее двух третей (более 50 процентов) от установленной Уставом численности депутатов Совета.
7. Присутствующим на заседании Совета считается депутат, находящийся в зале заседаний и зарегистрированный в установленном настоящим Регламентом порядке.
8. Заседания Совета являются открытыми. По решению Совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, может быть проведено закрытое заседание Совета, на котором запрещается использование электронных средств приёма, передачи и накопления информации.
9. На закрытом заседании Совета председательствующий обязан проинформировать депутатов и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, и обеспечить условия, исключающие распространение информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.
10.Организацию деятельности Совета депутатов осуществляет председатель Совета депутатов Темниковского муниципального района. В случае отсутствия председателя Совета депутатов Темниковского муниципального района или невозможности осуществления им своих полномочий (по состоянию здоровья и иным уважительным причинам), а также в случае досрочного прекращения полномочий председателя Совета, указанные полномочия осуществляет заместитель председателя Совета депутатов, который избирается на эту должность из состава депутатов и освобождается от занимаемой должности Советом депутатов.
Статья 3. Порядок регистрации депутатов
1. Перед каждым заседанием сессии по листу регистрации, в котором указаны фамилия, имя, отчество депутата, проводится регистрация депутатов. Информация по результатам регистрации депутатов передаётся председательствующему на заседании.
2. Руководители депутатских фракций, депутатских объединений и председатели постоянных комиссий Совета обеспечивают явку депутатов – членов соответствующих депутатских фракций, депутатских объединений и постоянных комиссий.
Статья 4. Порядок посещения заседаний Совета
1. Депутат обязан присутствовать на заседаниях Совета, он не вправе делегировать право голоса другому лицу.
2. В случае невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат заблаговременно, но не позднее чем за один день до проведения заседания информирует Председателя Совета о своём отсутствии.
3. На открытых заседаниях могут присутствовать приглашённые Председателем Совета представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации, а также иные лица.
4. Лицо, обеспечивающее деятельность представительного органа, составляет список приглашённых и извещает их о месте и времени проведения заседания.
5. Приглашённые не имеют права вмешиваться в работу сессии, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего.
6. Для Председателя Совета в зале заседания Совета отводится специальное место для ведения заседания.
7. Для Главы муниципального образования в зале заседаний Совета отводится отдельное рабочее место.
8. Для секретаря сессии и депутатов в зале заседаний Совета отводятся постоянные рабочие места.
9. Приглашённым отводятся специальные места в зале заседаний.
Статья 5. Освещение заседаний Совета в средствах массовой информации
Заседания Совета, за исключением закрытых, освещаются в средствах массовой информации, на официальном сайте района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет).
Глава 2. Порядок избрания Председателя Совета,
заместителя председателя Совета, полномочия Совета депутатов
Статья 6. Порядок избрания Председателя Совета
1. Председатель Совета избирается из числа депутатов на первой сессии вновь избранного Совета на срок его полномочий.
2. Совет обязан принять решение об избрании Председателя Совета не позднее 30 дней после избрания в Совет не менее двух третей от установленной Уставом численности депутатов Совета.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Совета или досрочного прекращения полномочий депутата Совета, являющегося Председателем Совета, Совет обязан принять решение об избрании Председателя Совета не позднее , чем в шестимесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий председателя Совета .
4. Председатель Совета работает на непостоянной основе и подотчётен Совету.
5. Кандидатов для избрания на должность Председателя Совета могут выдвигать депутаты Совета, депутатские фракции, постоянные комиссии.
6. Кандидаты для избрания на должность Председателя Совета выступают на заседании Совета в алфавитном порядке с основными положениями программы предстоящей деятельности не более 15 минут. Время для ответов на вопросы предоставляется длительностью не более 30 минут. Для обсуждения кандидатур отводится время не более 30 минут, которое может быть продлено с согласия большинства присутствующих на заседании депутатов.
7. Депутаты имеют право задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по представленной им программе, агитировать «за» или «против» выдвинутой кандидатуры, выдвигать другие кандидатуры, в том числе и свою кандидатуру.
8. Обсуждение кандидатур прекращается по решению Совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. Совет утверждает большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов список кандидатур для избрания на должность Председателя Совета.
9. Кандидат считается избранным на должность Председателя Совета, если в результате голосования он получил большинство голосов от установленной Уставом численности депутатов.
10. В случае, если предложенная кандидатура на должность Председателя Совета депутатов не набрала необходимого для избрания числа голосов, депутаты Совета депутатов Темниковского муниципального района не позднее чем в семидневный срок со дня подведения итогов голосования вносят в Совет депутатов предложения о новой кандидатуре на должность Председателя Совета депутатов. Одна и та же кандидатура может предлагаться не более двух раз.
Предложения о новой кандидатуре могут быть внесены на том же заседании сессии Совета депутатов Темниковского муниципального района.
11. Повторное избрание Председателя Совета депутатов проводится Советом депутатов Темниковского муниципального района в семидневный срок со дня внесения предложения.
Вновь избранный Председатель Совета депутатов вступает в должность со дня его избрания.
12. Решение об избрании Председателя Совета оформляется правовым актом - решением Совета.
Статья 7. Полномочия Председателя Совета депутатов по руководству и организации работы Совета
1. Полномочия Председателя Совета депутатов по руководству и организации работы Совета установлены Уставом Темниковского муниципального района.
2. Председатель Совета депутатов Темниковского муниципального района:
1) издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов Темниковского муниципального района, подписывает решения Совета депутатов Темниковского муниципального района;
2) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
3) созывает сессии Совета депутатов, в том числе и внеочередные, обеспечивает их подготовку, доводит до сведения депутатов и населения дату, место и время их проведения, формирует проект повестки дня;
4) ведет сессии Совета депутатов, подписывает протоколы сессий, а также иные документы Совета депутатов;
5) оказывает содействие депутатам Совета депутатов в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
6) координирует деятельность постоянных и временных органов Совета депутатов, дает им поручения, связанные с исполнением решений Совета депутатов;
7) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в организации работы Совета депутатов, организует в Совете депутатов, избирательных округах прием граждан, рассмотрение их письменных и устных обращений;
8) в случаях, предусмотренных законом, от имени Совета депутатов подписывает заявления в суды, вправе назначить уполномоченного представителя Совета депутатов в суде;
9) решает иные вопросы, которые могут быть поручены ему Советом депутатов или возложенные на него соответствующими нормативными правовыми актами.
3. Председателю Совета депутатов обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Статья 8. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Председателя Совета депутатов
1. Полномочия председателя Совета депутатов Темниковского муниципального района прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями как депутата;
9) досрочного прекращения полномочий Совета депутатов Темниковского муниципального района;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами;
12) в иных случаях, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.
2. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов Темниковского муниципального района принимается Советом депутатов Темниковского муниципального района, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 1 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 5 и 8 части 1настоящей статьи указанное решение принимается Советом депутатов на основании соответствующего судебного решения, результатов голосования об отзыве его как депутата.
3. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий, установленные настоящей статьей применяются к отношениям по прекращению полномочий заместителя Председателя Совета депутатов Темниковского муниципального района..
Статья 9. Заместитель Председателя Совета, порядок избрания заместителя Председателя Совета
1. Председатель имеет заместителя Председателя Совета (далее – заместитель Председателя). Заместитель Председателя работает, на непостоянной основе и выполняет функции Председателя в случае его отсутствия или невозможности исполнения Председателем своих обязанностей.
2. Заместитель Председателя подотчетен Совету и Председателю Совета.
3. Заместитель Председателя избирается по представлению Председателя Совета открытым голосованием на срок полномочий Совета.
4. Выступление кандидата и обсуждение кандидатуры осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для избрания Председателя Совета.
5. Кандидат считается избранным на должность заместителя Председателя, если в результате голосования он получил большинство голосов от установленной Уставом численности депутатов.
6. Если кандидат на должность заместителя Председателя в результате голосования не получил требуемого для избрания числа голосов, Председатель Совета проводит новое выдвижение кандидатуры с последующими обсуждением и голосованием.
7. Решение об избрании заместителя Председателя оформляется правовым актом – решением Совета.
Статья 10. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий заместителя Председателя
Полномочия заместителя Председателя прекращаются досрочно в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 8 настоящего Регламента для досрочного прекращений полномочий Председателя.
Статья 11. Полномочия Совета депутатов Темниковского муниципального района
1. В исключительной компетенции Совета депутатов Темниковского муниципального района находятся:
1) принятие Устава Темниковского муниципального района, внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение бюджета Темниковского муниципального района и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития Темниковского муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Темниковского муниципального района;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий Темниковского муниципального района, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Темниковского муниципального района, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка участия Темниковского муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Темниковского муниципального района;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Темниковского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении Главы Темниковского муниципального района в отставку.
2. К иным полномочиям Совета депутатов Темниковского муниципального района относятся:
1) осуществление законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Мордовия;
2) назначение в установленном порядке референдума Темниковского муниципального района, выборов депутатов Совета депутатов Темниковского муниципального района;
3) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
4) избрание Главы Темниковского муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;
5) установление порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Темниковского муниципального района;
6) образование, избрание и упразднение постоянных и временных органов Совета депутатов Темниковского муниципального района, установление порядка их работы, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;
7) утверждение Регламента Совета депутатов Темниковского муниципального района;
8) досрочное прекращение полномочий депутата Совета депутатов Темниковского муниципального района в соответствии с действующим законодательством и Уставом;
9) утверждение по представлению Главы Темниковского муниципального района структуры администрации Темниковского муниципального района;
10) определение порядка оплаты труда депутатов Совета депутатов Темниковского муниципального района, осуществляющих полномочия на профессиональной постоянной основе;
11) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
12) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
3. Иные полномочия Совета депутатов Темниковского муниципального района определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Мордовия, Уставом.
4. Совет депутатов Темниковского муниципального района заслушивает ежегодные отчеты Главы Темниковского муниципального района о результатах его деятельности, деятельности администрации Темниковского муниципального района и иных подведомственных Главе Темниковского муниципального района органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов Темниковского муниципального района.
Глава 3. Постоянные комиссии Совета, депутатские фракции
Статья 13. Постоянные комиссии Совета
1. Для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов, относящихся к ведению Совета, Совет образует постоянные комиссии.
2. Постоянные комиссии образуются на первой сессии вновь избранного Совета на срок его полномочий из числа депутатов.
3. Предложения о перечне образуемых постоянных комиссий вносятся депутатами, депутатскими фракциями. После обсуждения внесённых предложений Председатель формирует перечень постоянных комиссий и вносит его на утверждение Совета. В случае необходимости могут образовываться новые постоянные комиссии, упраздняться или реорганизовываться ранее созданные.
4. Состав постоянной комиссии избирается открытым голосованием по каждой кандидатуре либо в целом по составу постоянной комиссии большинством голосов от установленной численности депутатов.
5. Депутат может состоять только в одной из постоянных комиссий. В состав постоянных комиссий не могут быть избраны Председатель Совета, заместитель Председателя.
6. Депутат, избранный в состав одной из постоянных комиссий, может принимать участие в работе иных постоянных комиссий с правом совещательного голоса.
7. На основании письменного заявления депутата о включении его в состав постоянной комиссии, исключении его из состава постоянной комиссии решением Совета производятся изменения в составе постоянной комиссии. Решение об изменении состава постоянной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленной Уставом численности депутатов.
8. Постоянная комиссия на своем первом заседании избирает из своего состава председателя открытым голосованием большинством голосов от состава комиссии. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов комиссии. Председатель комиссии утверждается решением Совета.
9. Постоянные комиссии подотчётны Совету и Председателю Совета, председатели постоянных комиссий отчитываются перед Советом один раз в год.
10. Заседания постоянных комиссий проводятся в обязательном порядке перед каждым заседанием сессии. Заседание постоянной комиссии оформляется протоколом. Для ведения протокола открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии избирается секретарь комиссии. Протокол заседания постоянной комиссии подписывают председатель и секретарь комиссии. По каждому рассмотренному постоянной комиссией вопросу принимается решение, которое при необходимости озвучивается на заседании сессии Совета.
11. Деятельность постоянных комиссий осуществляется в соответствии с Положением о постоянных комиссиях, утверждаемым Советом.
Статья 14. Временные комиссии Совета
1. Совет по вопросам своей компетенции вправе создавать временные комиссии Совета (далее – временная комиссия), работа которых ограничивается определённым сроком либо выполнением конкретной задачи.
2. Временные комиссии образуются из числа депутатов в составе председателя и членов комиссии открытым голосованием большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов. При этом учитываются предложения депутатских фракций о включении их представителя в состав временной комиссии. Временные комиссии могут привлекать к своей работе специалистов, не являющихся депутатами, с правом совещательного голоса.
3. Депутат, не избранный в состав временной комиссии, может участвовать в её работе с правом совещательного голоса.
4. Заседания временной комиссии являются открытыми. По решению временной комиссии может быть проведено закрытое заседание.
5. Задачи, состав и порядок деятельности временных комиссий определяются в решении Совета об их создании.
6. Временная комиссия подотчётна Совету и ответственна перед ним.
7. По результатам деятельности временная комиссия представляет Совету доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. Член временной комиссии, имеющий особое мнение, вправе приложить его к докладу. По результатам обсуждения доклада представителя временной комиссии принимается решение Совета.
8. Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на неё задач или досрочно на основании решения Совета.
Статья 15. Рабочие группы и иные консультативно-совещательные органы
1. Для подготовки отдельных вопросов Председатель, заместитель Председателя, постоянные комиссии, депутатские фракции могут инициировать создание рабочих групп.
2. В состав рабочей группы могут включаться депутаты, представители субъекта права нормотворческой инициативы, представители Администрации, а также, по согласованию с руководителями, - представители государственных органов, иных органов местного самоуправления в Республике Мордовия, ученые и специалисты.
3. Решение о создании рабочей группы оформляется постановлением Председателя Совета.
4. Рабочая группа вправе привлекать к работе специалистов, обеспечивающих деятельность представительного органа, и специалистов аппарата Администрации.
Статья 16. Молодежный парламент при Совете
1. Совет вправе сформировать Молодежный парламент в порядке, предусмотренном законодательством Республики Мордовия и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 17. Депутатские фракции
1. В Совете формируются и действуют депутатские фракции.
2. Депутатские фракции формируются из депутатов в порядке, предусмотренном статьёй 35.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 18. Регистрация депутатских фракций
1. Деятельность депутатских фракций в Совете осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами Республики Мордовия, Уставом Темниковского муниципального района, настоящим Регламентом и иными правовыми актами Совета.
2. Депутатские фракции организуют свою деятельность на основе свободного, конструктивного, коллективного обсуждения вопросов и обладают равными правами.
3. Внутренняя деятельность депутатской фракции организуется ею самостоятельно в соответствии с положением о фракции, утверждаемом фракцией на ее организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов, входящих во фракцию.
4. Депутатские фракции подлежат уведомительной регистрации в Совете на основании решения избирательной комиссии муниципального образования о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования по муниципальному избирательному округу.
5. Депутатские фракции регистрируются на первой сессии Совета. Для регистрации депутатская фракция письменно уведомляет председательствующего на заседании сессии и представляет секретарю заседания следующие документы:
1) письменное уведомление руководителя депутатской фракции об образовании фракции;
2) протокол организационного собрания депутатской фракции, включающий решение о создании, списочном составе и официальном названии, о структуре фракции, об избрании руководителя;
3) письменные заявления депутатов о вхождении в депутатскую фракцию.
Секретарь заседания осуществляет проверку представленных документов и регистрирует фракцию.
6. Организационные собрания фракций могут проводиться до первого заседания Совета соответствующими избирательными объединениями.
7. Зарегистрированная в установленном порядке депутатская фракция включается в Реестр депутатских фракций. В Реестре указываются сведения об официальном названии депутатской фракции, фамилии, имена, отчества руководителя и членов депутатской фракции.
Статья 19. Порядок деятельности депутатских фракций
1. Депутатская фракция имеют право:
1) рассматривать проекты решений Совета, вносить к ним поправки;
2) проводить обмен мнениями по вопросам, рассматриваемым Советом;
3) выступать по вопросам повестки дня сессии;
4) проводить консультации и иные согласительные мероприятия с другими фракциями;
5) предлагать из числа депутатов, входящих во фракцию кандидатуры для избрания на должности в Совете;
6) вносить в установленном порядке на рассмотрение Совета вопросы и участвовать в их обсуждении;
7) разрабатывать и вносить предложения по формированию плана работы Совета;
8) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Мордовия, настоящим Регламентом и иными муниципальными правовыми актами.
2. Депутатская фракция информируют Председателя по вопросам организации своей деятельности.
3. Деятельность депутатской фракции прекращается досрочно в случае прекращения деятельности политической партии в связи с её ликвидацией или реорганизацией – со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Глава 5. Порядок подготовки, созыва и проведения первой сессии
Статья 20. Порядок проведения первой сессии Совета
1. Первую (организационную) сессию Совета депутатов, которая созывается не позднее чем в течение 30 дней со дня избрания Совета депутатов Темниковского муниципального района в правомочном составе, открывает старейший по возрасту депутат Совета депутатов. Для подготовки и созыва первой сессии Совета депутатов из числа вновь избранных депутатов формируется организационный комитет, в состав которого включается каждый третий депутат по алфавитному списку вновь избранных депутатов Совета депутатов.
Статья 21. Вопросы, рассматриваемые на первой сессии
1. На первой сессии в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, рассматриваются следующие вопросы:
1) информация Темниковской территориальной избирательной комиссии по итогам голосования на выборах депутатов Совета депутатов Темниковского муниципального района;
2) утверждение регламента Совета депутатов Темниковского муниципального района нового созыва
3) избрание Председателя Совета депутатов Темниковского муниципального района;
4) утверждение структуры Совета депутатов Темниковского муниципального района
5) избрание заместителя Председателя Совета;
6) утверждение перечня постоянных комиссий;
7) утверждение состава постоянных комиссий;
8) регистрация депутатских фракций
9) иные вопросы.
Глава 6. Порядок созыва, организации и проведения сессий Совета
Статья 22. Созыв сессий Совета
1. На очередные сессии Совет созывается Председателем Совета депутатов, если это предусмотрено Уставом), а в его отсутствие – заместителем Председателя не реже одного раза в три месяца с учетом плана нормотворческой работы.
2. Распоряжение о созыве очередной сессии и проект повестки сессии размещаются на официальном сайте района не позднее, чем за пять дней до её открытия.
3. Депутатам направляются проект повестки сессии, проекты решений, другие документы и материалы по вопросам повестки сессии в электронном или бумажном виде не позднее, чем за пять дней до её проведения, а также они информируются о времени и месте проведения сессии.
Статья 23. Внеочередная сессия Совета
1. Внеочередная сессия Совета созывается Председателем Совета по инициативе Председателя Совета, Главы муниципального образования или по инициативе не менее одной трети от установленной Уставом численности депутатов.
2. Предложение с обоснованием необходимости созыва внеочередной сессии и проектами вносимых вопросов представляется инициаторами Председателю в письменном виде.
3. Председатель созывает Совет на внеочередную сессию в срок не позднее пяти дней со дня поступления предложения о созыве.
4. Депутатам направляются проекты решений, другие документы и материалы по вопросам повестки внеочередной сессии, подготовленные инициатором созыва сессии, в электронном или бумажном виде не позднее, чем за три дня до её проведения.
Статья 24. Открытие сессии
1. Заседания Совета открывает и ведёт Председатель Совета или заместитель Председателя, а в случае их отсутствия - председатель одной из постоянных комиссий по решению Совета.
Статья 25. Председательствующий на заседаниях Совета
1. Председательствующий на заседании Совета:
1) открывает и закрывает заседание;
2) ведёт заседание Совета;
3) в начале каждого заседания сообщает информацию о числе зарегистрированных депутатов, о составе приглашённых, о порядке работы заседания,
4) предоставляет слово для докладов, содокладов и выступлений в порядке поступления заявок, в случае нарушения выступающим норм настоящего Регламента вправе предупредить или лишить его слова;
5) ставит на голосование проекты решений, предложения и поправки депутатов по рассматриваемым на сессии вопросам, объявляет результаты голосования;
6) предоставляет слово или оглашает по требованию депутатов их запросы, вопросы, справки, заявления и предложения;
7) подписывает протоколы заседаний;
8) обеспечивает соблюдение настоящего Регламента;
9) обеспечивает порядок в зале заседания и принимает меры для удаления из зала нарушителей порядка;
10) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом.
2. Во время заседания председательствующий не вправе комментировать выступления депутатов. Если председательствующий сочтёт необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он передает функции председательствующего на время своего выступления одному из депутатов. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.
3. Председательствующий способствует духу сотрудничества, сближению позиций сторон по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений. В целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе работы сессии, организует проведение консультаций с депутатскими фракциями.
4. Председательствующий обязан соблюдать Регламент и требовать его соблюдения депутатами и другими лицами, участвующими в работе сессии.
5. Председательствующий на сессии вправе:
1) в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата, а при повторном нарушении лишать его слова. Депутаты, допустившие оскорбительные выражения, жесты в адрес председательствующего, депутатов, должностных лиц и граждан, лишаются слова без предупреждения;
2) предупреждать депутата в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишать его слова.
Статья 26. Права депутата на заседаниях Совета
Депутат в порядке, установленном настоящим Регламентом, на заседаниях Совета вправе:
1) избирать и быть избранным в органы Совета, предлагать кандидатуры (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы;
2) вносить предложения по повестке дня сессии и по порядку её работы;
3) вносить предложения по проектам решений, рассматриваемым Советом;
4) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования);
5) требовать постановки своих предложений на голосование;
6) требовать повторного голосования в случаях нарушения правил голосования или допущенных ошибок;
7) высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Советом органов и кандидатурам лиц, избираемых (назначаемых) на должности или согласуемых Советом для заключения трудового договора;
8) вносить предложения о заслушивании на заседании Совета отчёта или информации любого органа либо должностного лица, подконтрольного Совету;
9) вносить предложения о необходимости проведения проверок по вопросам компетенции Совета;
10) ставить вопрос о необходимости разработки новых муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления, решений Совета, вносить предложения по их изменению;
11) пользоваться другими правами, предоставленными ему действующим законодательством, Уставом, настоящим Регламентом.
Статья 27. Обязанности депутата на заседаниях Совета
1. Депутат на заседании Совета обязан:
1) соблюдать настоящий Регламент, повестку дня и правомерные требования председательствующего на заседании;
2) выступать только с разрешения председательствующего;
3) регистрироваться и присутствовать на каждом заседании, участвовать в работе заседания;
4) лично осуществлять право на голосование.
2. В случае отсутствия депутата без уважительной причины на сессиях Совета более двух раз постоянная комиссия, в ведении которой находятся вопросы Регламента и организации работы Совета, направляет руководителю депутатской фракции, руководителю местного отделения партии, членом которой является этот депутат, представление о нарушении депутатом норм Регламента Совета для принятия к нему мер воздействия в соответствии с уставом политической партии. В случае, если депутат не входит в состав депутатской фракции, – предупреждает таких депутатов о недопустимости нарушения норм настоящего Регламента и возможности доведения до избирателей через средства массовой информации сведений о невыполнении депутатом своих обязанностей.
Статья 28. Формирование рабочих органов на заседании Совета
1. Совет большинством голосов от числа присутствующих депутатов избирает рабочие органы:
1) секретаря сессии;
2) счётную комиссию для проведения тайного голосования (при необходимости проведения тайного голосования);
2. Решение Совета об избрании рабочих органов вносится в протокол.
3. Секретарь ведёт протокол заседания сессии, регистрирует депутатские запросы в ходе заседания, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов.
4. Счётная комиссия избирается для проведения тайного (бюллетенями) голосования. В счётную комиссию не могут входить депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование. При проведении тайного голосования счётная комиссия избирает председателя и секретаря комиссии. Решение счётной комиссии принимается большинством голосов от числа членов счётной комиссии. Протоколы счётной комиссии подписываются её председателем и секретарём.
Статья 29. Требования к протоколу заседания Совета
1. На заседаниях Совета секретарём ведётся протокол заседания, в котором указывается:
1) дата, место проведения заседания Совета;
2) номер сессии Совета;
3) фамилия, имя, отчество и должность председательствующего на заседании;
4) установленная численность депутатов;
5) число зарегистрировавшихся на сессии депутатов;
6) список лиц, приглашённых на заседание Совета, с указанием должности и места работы;
7) проект повестки, результаты голосования по проекту повестки, утвержденная повестка;
9) сведения по каждому вопросу повестки дня по следующей форме:
а) слушали (вопрос, докладчик, содокладчик);
б) выступили (фамилия и инициалы, депутатская фракция
в) внесли предложения;
г) результаты голосования по поступившим предложениям и по вопросу в целом, принятые решения.
2. Протоколы заседаний Совета визируются секретарём заседания и подписываются председательствующим на сессии Совета.
Глава 7. Повестка дня сессии и порядок выступлений на сессиях
Статья 30. Порядок формирования проекта повестки дня сессии
1. Проект повестки дня сессии формируется в соответствии с планом нормотворческой работы, а также в соответствии с предложениями Председателя Совета, Главы муниципального образования, постоянных комиссий, депутатских фракций.
2. Для включения вопросов в проект повестки дня сессии рассматриваются предложения субъектов права правотворческой инициативы, при этом учитываются содержание, качество, актуальность представленных документов, а также соблюдение норм настоящего Регламента по срокам их представления.
3. Председатель Совета формирует проект повестки дня сессии и вносит его на утверждение Советом.
4. Проект повестки дня сессии должен содержать наименование рассматриваемых вопросов. Повестка может состоять из 3 частей:
1) основные вопросы;
2) разное;
3) информационные сообщения.
5. Основными являются вопросы, требующие подготовки и предварительного обсуждения в установленном порядке. В «разном» рассматриваются вопросы организации деятельности депутатов и Совета, кадровые вопросы, вопросы, решение которых имеет порученческий характер, и иные вопросы, не требующие предварительной подготовки. К «информационным сообщениям» относятся заявления, обращения депутатов, сообщения должностных лиц и руководителей органов местного самоуправления, иные вопросы, носящие информационный характер.
6. Проект повестки дня сессии и материалы к нему направляются депутатам не позднее, чем за пять дней до дня открытия сессии, а также при необходимости выдаются депутатам перед началом сессии.
Статья 31. Порядок утверждения повестки дня сессии
1. Представленный Председателем Совета проект повестки дня сессии вносится председательствующим на сессии для его принятия.
2. Предложения депутатов по включению дополнительных вопросов в проект повестки дня сессии рассматриваются отдельно по каждому вопросу.
3. По дополнительным вопросам, предлагаемым депутатами для внесения в проект повестки дня сессии, принимается одно из решений:
1) о включении вопроса в проект повестки дня сессии;
2) об отклонении предложения о включении вопроса в проект повестки дня сессии.
4. Решения о включении или об отклонении вопросов в проект повестки дня сессии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
5. После принятия решений по всем поступившим предложениям повестка дня сессии утверждается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов в целом.
6. Совет вправе внести изменения в повестку дня сессии и в порядок рассмотрения вопросов по решению, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов.
7. Инициатор внесённого в повестку сессии вопроса в ходе обсуждения вправе отозвать его до принятия проекта решения по данному вопросу. В этом случае вопрос снимается с рассмотрения без дополнительного голосования.
8. Вопросы, не включённые в повестку дня сессии, не обсуждаются.
9. Если сессия состоит из нескольких заседаний, перед очередным днём заседания Совета депутатам раздаётся порядок работы дня заседания Совета в рамках ранее утверждённой повестки дня сессии.
Статья 32. Последовательность рассмотрения вопросов, включённых в повестку дня сессии
1. Совет рассматривает вопросы повестки дня сессии по порядку их следования. Во внеочередном порядке вопросы повестки дня сессии могут рассматриваться только по решению Совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
2. Доклады (отчеты) Главы Темниковского муниципального района, Председателя Совета рассматриваются в первоочередном порядке.
3. Вопросы повестки дня, не рассмотренные на текущем заседании, переносятся на следующее очередное заседание и рассматриваются в первоочередном порядке, если иное решение не принято Советом.
Статья 33. Порядок обсуждения вопросов повестки дня сессии
Вопросы повестки дня сессии рассматриваются Советом в следующем порядке:
1) доклад (выступление кандидата на выборную должность);
2) вопросы докладчику;
3) в случае необходимости – содоклад постоянной комиссии, являющейся головной по рассматриваемому вопросу;
4) вопросы содокладчику;
5) выступления в прениях;
6) принятие соответствующего решения.
Статья 34. Порядок выступлений на заседаниях Совета
1. Депутат выступает на заседании Совета после предоставления ему слова председательствующим. Для выступления депутату предоставляется трибуна. Вопросы и краткие выступления возможны с места с обязательным вставанием.
2. Заявки для выступления, вопросы, предложения подаются в ходе заседания в письменной форме секретарю сессии, а также устно поднятием руки.
3. Время для доклада, содоклада устанавливается председательствующим на заседании Совета по согласованию с докладчиками и содокладчиками. Для доклада отводится не более 30 минут, для содоклада – не более 20 минут.
4. Для выступления в прениях предоставляется в первый раз не более 10 минут, при повторном выступлении – не более 5 минут.
5. Председатель Совета, Глава Темниковского муниципального района имеют право выступить в любое время в ходе заседания Совета.
6. Председательствующий предоставляет депутатам слово для выступления в прениях в порядке поступления заявок и предупреждает выступающего при несоблюдении времени выступления.
7. Председательствующий предупреждает выступающего за 1 минуту до окончания выступления.
8. Если выступающий превысил отведённое для выступления время или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.
9. В случае необходимости с согласия большинства присутствующих на заседании депутатов председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, продлить время для выступления. Один и тот же депутат может задать выступающему не более трёх вопросов.
10. Депутат может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз.
11. По итогам каждого обсуждаемого вопроса председательствующий обобщает выступления депутатов и вносит предложение о прекращении прений.
12. Если от постоянной комиссии или депутатской фракции, депутатского объединения в письменной или устной форме заявлено требование на выступление по обсуждаемому вопросу их представителя, то в этом случае прения могут быть прекращены только после выступления указанных лиц.
13. Время для заявлений, сообщений, справок по обсуждаемому вопросу предоставляется не более 3 минут, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
14. Справки, заявления, сообщения по обсуждаемому вопросу, представленные в письменном виде, зачитываются председательствующим.
15. Слово по порядку ведения заседания и другим процедурным вопросам депутату должно быть предоставлено председательствующим вне очереди, но не более двух раз по одному и тому же вопросу.
16. Председательствующим может быть предоставлено слово приглашённым на заседание Совета для выступления, справки или разъяснения с согласия присутствующих на заседании депутатов.
17. Выступающий на заседании не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. В случае нарушения вышеуказанных требований председательствующий вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов. После второго предупреждения выступающий лишается слова. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
18. По решению большинства от числа присутствующих депутатов выступающие с нарушением норм настоящего Регламента могут быть лишены слова на весь период заседания сессии.
19. В конце заседания сессии отводится не более 15 минут для выступлений депутатов с краткими, не более 3 минут, заявлениями и сообщениями. Прения по этим заявлениям и сообщениям не открываются.
Глава 8. Порядок голосования и принятия решений
Статья 35. Способы голосования
1. Решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием депутатов. Открытое голосование по решению, принятому большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании, может быть поимённым.
2. Каждый депутат голосует лично. Передача права голоса не допускается. Депутат, не участвующий в голосовании, не вправе голосовать по истечении времени, отведённого для голосования.
3. При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос и подаёт его за принятие решения или против него, либо воздерживается от принятия решения.
4. Открытое голосование в Совете проводится поднятием руки.
5. Поимённое голосование – голосование, которое проводится председательствующим методом опроса депутатов по списку депутатов с указанием в списке результатов голосования каждого депутата: «за», «против», «воздержался».
6. Тайное голосование проводится с помощью бюллетеней для голосования, форма которого утверждается Советом.
7. В необходимых случаях большинством от числа присутствующих на заседании депутатов принимается решение о способе проведения голосования.
Статья 36. Виды голосования
1. Открытое, в том числе поимённое, голосование, может быть количественным и рейтинговым.
2. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчёт голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном выражении производятся по каждому голосованию.
3. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном выражении по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам. Если по итогам рейтингового голосования несколько вопросов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым считается решение по вопросу, набравшему наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из вопросов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на повторное голосование ставится вопрос, набравший наибольшее число голосов. Решение по нему считается принятым, если при голосовании он набрал достаточное для принятия число голосов.
4. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном выражении производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
Статья 37. Открытое голосование, поимённое голосование
1. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов может быть принято решение.
2. Затем председательствующий ставит на голосование соответствующее предложение в последовательности «за», «против», «воздержался».
3.По окончании подсчёта голосов председательствующий объявляет результаты голосования и сообщает о результате принятия решения.
4. Если при определении результатов голосования будут выявлены процедурные ошибки, допущенные при голосовании, то по решению большинства от числа присутствующих депутатов проводится повторное голосование.
5. По решению не менее одной трети от установленной Уставом численности депутатов на сессии может быть проведено поимённое голосование.
6. Результаты поимённого голосования сводятся в общий список, который прилагается к протоколу заседания. По решению Совета, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих депутатов, результаты поимённого голосования могут быть опубликованы.
Статья 38. Тайное голосование
1. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, Уставом, настоящим Регламентом, или по решению Совета, принятому не менее одной третей от установленной Уставом численности депутатов, проводится тайное голосование.
2. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Совет избирает из числа депутатов, как правило, поочерёдно, открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании, счётную комиссию.
3. В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на должности либо предложены для согласования.
4. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.
5. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счётной комиссии по предложенной ею форме и содержат необходимую для голосования информацию. Бюллетени должны быть подписаны членами счётной комиссии.
6. В бюллетене для тайного голосования по единственной кандидатуре должны стоять слова «за» или «против». Голосование проводится путём нанесения депутатом в бюллетень любого знака напротив соответствующего варианта голосования «за» или «против».
7. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Советом по предложениям счётной комиссии и объявляются председателем счётной комиссии.
8. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членом счётной комиссии в соответствии со списком депутатов, предварительно подписанным председателем счётной комиссии. При получении бюллетеня депутат расписывается напротив своей фамилии в указанном списке.
9. Невостребованные у счётной комиссии бюллетени после завершения их выдачи погашаются председателем счётной комиссии в присутствии её членов, о чём производится запись в протоколе счётной комиссии. Гашение осуществляется путём отрезания у бюллетеня левого верхнего угла и написанием слова «Погашено».
10. Если депутат считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к председателю счётной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Председатель счётной комиссии выдаёт депутату новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке депутатов против фамилии данного депутата. Испорченный бюллетень погашается, о чём производится запись в протоколе. Гашение осуществляется посредством нанесения на лицевой стороне бюллетеня надписи «Испорчен» и отрезания у бюллетеня левого верхнего угла.
11. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик для голосования, опечатанный счётной комиссией в присутствии депутатов. Счётная комиссия обязана создать условия обеспечения тайны волеизъявления депутата.
12. Депутаты, не получившие бюллетени для тайного голосования или не опустившие их в ящик для голосования, считаются не принявшими участие в голосовании.
13. Недействительными при подсчёте голосов депутатов считаются:
1) бюллетени неустановленной (неутверждённой) формы;
2) бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутата.
14. Продолжительность тайного голосования с использованием бюллетеней составляет 20 минут с момента начала голосования, если иное не установлено Советом.
15. О результатах тайного голосования счётная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счётной комиссии.
16. В протоколе счётной комиссии в обязательном порядке указываются следующие данные:
1) число депутатов, зарегистрированных на заседании сессии;
2) число депутатов, получивших бюллетени для тайного голосования;
3) число бюллетеней, оказавшихся в ящике для голосования после его вскрытия;
4) число депутатов, проголосовавших за тот или иной вариант решения или кандидатуру;
5) число депутатов, проголосовавших против того или иного варианта решения или кандидатуры;
6) число недействительных бюллетеней;
7) число депутатов, не принявших участие в голосовании (разница между числом зарегистрированных депутатов и числом бюллетеней, оказавшихся в ящике для голосования после его вскрытия);
8) число погашенных бюллетеней, в том числе испорченных.
17. Председатель счётной комиссии оглашает протокол счётной комиссии о результатах тайного голосования.
18. Доклад счётной комиссии о результатах тайного голосования Совет принимает к сведению. На основании принятого к сведению доклада председательствующий объявляет о принятии или отклонении решения, а при избрании, назначении или согласовании называет кандидатуры, избранные в состав органов Совета или назначенные на должность либо согласованные для заключения трудового договора.
19. По результатам тайного голосования Совет принимает решение.
Статья 39. Проведение повторного голосования
1. При выявлении ошибки или нарушений в порядке и процедуре голосования Совет может принять решение о проведении повторного голосования.
2. Решение о проведении повторного голосования принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
Статья 40. Принятие решений Совета
1. Совет по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Мордовия, Уставом Темниковского муниципального района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, решения о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности Совета и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Мордовия, Уставом.
2. Решения, принимаемые Советом оформляются в виде муниципального правового акта – решения Совета.
3. В настоящем Регламенте при определении результатов голосования и принятии решений Совета применяются следующие понятия:
1) установленная Уставом численность депутатов (количество депутатов);
2) число присутствующих на заседании депутатов – число зарегистрировавшихся депутатов.
Статья 41. Решения, принимаемые двумя третями от установленной численности депутатов
Совет двумя третями голосов от установленной Уставом численности депутатов принимает:
1) Устав;
2) решение о внесении изменений в Устав;
3) решение о самороспуске Совета;
4) решения по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Мордовия, Уставом.
Статья 42. Решения, принимаемые большинством от установленной численности депутатов
Совет большинством от установленной Уставом численности депутатов принимает:
1) решение об избрании Председателя Совета;
2) решение об избрании Главы муниципального образования;
3) решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Совета;
4) решение об избрании заместителя Председателя Совета;
5) решение о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Совета;
6) решения по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Мордовия, Уставом.
Статья 43. Решения, принимаемые большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов
1. В соответствии с настоящим Регламентом решения, принимаемые Советом большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, относятся к процедурным вопросам, не требующим оформления в виде правового акта.
2. К процедурным относятся вопросы:
1) об утверждении повестки дня сессии;
2) о включении вопросов в проект повестки дня сессии и внесении в неё изменений;
3) об избрании счётной комиссии для проведения тайного голосования;
4) об избрании секретаря сессии;
5) об избрании группы счётчиков для определения открытого голосования;
6) о перерыве в заседании или переносе заседания;
7) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей комиссии;
8) об изменении очерёдности выступлений;
9) о способе голосования;
10) о проведении повторного голосования при выявлении ошибок или иных нарушений процедуры голосования;
11) о запрещении теле- или радиотрансляции отдельных фрагментов или заседания в целом;
12) о предоставлении слова для выступления, справки или разъяснения лицам, приглашённым на заседание Совета;
13) о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
14) об установлении председательствующим общей продолжительности обсуждения вопроса, продлении времени для выступления, ответов на вопросы, предоставлении слова по устным заявлениям;
15) о лишении депутата слова на весь период сессии;
16) о закрытом заседании Совета;
17) о поимённом голосовании, об опубликовании результатов поимённого голосования;
18) об обсуждении и прекращении обсуждения кандидатур на должность Председателя, Главы Темниковского муниципального района, заместителя Председателя, иных избираемых, утверждаемых или согласуемых должностных лиц;
19) иные вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом.
Глава 9. Порядок внесения проектов решений и их рассмотрения
Статья 44. Реализация права правотворческой инициативы
1. Реализация права правотворческой инициативы принадлежит:
1) депутатам;
2) постоянным комиссиям Совета;
3) депутатским фракциям;
4) Главе муниципального образования;
5) органам территориального общественного самоуправления;
6) инициативным группам граждан в порядке, предусмотренном Уставом.
2. Проекты решений Совета, исходящие от государственных органов Республики Мордовия и общественных организаций, иных субъектов, не обладающих правом правотворческой инициативы, или отдельных граждан, могут быть внесены в Совет через субъекты права правотворческой инициативы.
Статья 45. Формы осуществления права правотворческой инициативы
1. Право правотворческой инициативы осуществляется в форме внесения в Совет в порядке, установленном настоящим Регламентом:
1) проекта Устава;
2) проектов решений Совета о внесении изменений в Устав;
3) проектов решений Совета, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района;
4) проектов решений о внесении изменений в действующие решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, либо о признании ранее принятых решений утратившими силу, либо о приостановлении их действия;
5) поправок к проектам решений;
2. Глава муниципального образования в порядке, предусмотренном Уставом, представляет на утверждение Совета:
1) проект бюджета муниципального района;
2) проекты решений о внесении изменений в бюджет муниципального района;
3) проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального района, а также отчёты об их исполнении;
4) ежегодный отчёт о результатах своей деятельности и деятельности Администрации района;
5) проекты решений о структуре Администрации МО, положения о структурных подразделениях;
6) проекты решений Совета об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов;
7) проекты решений районного Совета депутатов о регулировании тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (за исключением тарифов и надбавок в сфере электроснабжения);
8) проектов решений Совета о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
3. Проекты решений, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета муниципального образования, принимаются Советом к рассмотрению по инициативе Главы муниципального образования. Глава муниципального образования представляет в Совет заключение в срок не позднее 5 дней со дня направления ему проекта решения.
Статья 46. Порядок внесения проектов решений Совета, являющихся муниципальными нормативными правовыми актами
1. Решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района (устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные решением районного Совета депутатов) являются муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Проекты решений, являющиеся муниципальными правовыми актами (далее – проект решения нормативного характера) вносятся субъектами права правотворческой инициативы в Совет не позднее, чем за 15 дней до дня начала очередной сессии.
3. Одновременно с проектом решения нормативного характера должны быть внесены следующие документы и материалы на бумажных и электронных носителях:
1) текст проекта решения Совета с указанием субъекта права правотворческой инициативы и оформленный в соответствии с требованиями к оформлению документов, установленными Советом, настоящим Регламентом;
2) сопроводительное письмо с перечислением прилагаемых документов, а в случае необходимости – назначением представителя субъекта права правотворческой инициативы при рассмотрении проекта решения;
3) пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия проекта решения;
4) финансово-экономическое обоснование проекта решения в случае, когда его реализация потребует дополнительных финансовых затрат из бюджета муниципального района;
5) перечень решений Совета нормативного характера, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного решения;
6) решение субъекта права правотворческой инициативы (для коллегиального органа) о внесении проекта решения в Совет, а в случае необходимости – назначении представителя при рассмотрении его в Совете;
7) в случае, если в соответствии с действующим законодательством и Уставом проект решения требует вынесения на публичные слушания, то он представляется с результатами публичных слушаний;
8) заключение прокуратуры о соответствии нормативно-правового акта действующему законодательству
9) иные документы, предусмотренные действующим законодательством, Уставом и нормативными правовыми актами.
4. Если представленный проект решения не соответствует требованиям части 3 настоящей статьи, то он возвращается Председателем субъекту права правотворческой инициативы с обоснованием отказа.
5. По поручению Председателя Совета проект решения направляется в структурное подразделение по юридическим вопросам или в прокуратуру района, которые в течение пяти дней проводит правовую экспертизу, а также антикоррупционную экспертизу проекта решения и готовят заключение, в котором указываются:
1) соответствие проекта решения Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, Конституции Республики Мордовия, законам Республики Мордовия, иным нормативным правовым актам Республики Мордовия, Уставу Темниковского муниципального района. В случае несоответствия проекта решения вышеуказанным нормативным правовым актам в заключении указывается, в чём выражается это несоответствие;
2) внутренняя целостность проекта решения. При наличии противоречий между разделами, главами, статьями, частями, пунктами и подпунктами проекта решения даются рекомендации по их устранению;
3) наличие и полнота перечня решений Совета, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного проекта решения. Если приведён неполный перечень решений Совета, то указываются решения, не приведённые в этом перечне;
4) оценка соответствия текста проекта решения требованиям юридической техники;
5) сведения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы.
6. При наличии нарушений в заключении указывается, в чём они выражены.
7. Внесённые в Совет депутатов в соответствии с требованиями настоящей статьи проект решения, материалы к нему и заключение структурного подразделения по юридическим вопросам направляются Председателем Совета в головную постоянную комиссию для подготовки заключений.
8. После обсуждения в постоянных комиссиях проект решения Совета с заключениями направляется головной постоянной комиссией Председателю Совета , который с учётом представленных материалов принимает одно из следующих решений:
1) о включении проекта решения в проект повестки дня сессии;
2) о необходимости доработки проекта решения (либо о рекомендации Совету отклонить данный проект решения).
9. О принятом решении в течение трёх дней извещается субъект права правотворческой инициативы.
10. Обязательному опубликованию подлежат следующие проекты решений Совета:
1) проект Устава, а также проект решения о внесении изменений в Устав;
2) проект бюджета муниципального района и отчёта о его исполнении;
3) иные вопросы в соответствии с федеральным законодательством, Уставом.
11. Проекты решений Совета, носящие ненормативный характер, вносятся в Совет не позднее, чем за семь дней до дня проведения очередной сессии.
Статья 47. Основные требования к оформлению проектов решений Совета
1. Вносимый в Совет проект решения должен быть изложен в виде правовых предписаний.
2. В одном и том же вносимом в Совет проекте решения не должно быть предписаний, противоречивых по характеру и противоречащих действующему законодательству.
3. Текст принятого решения Совета депутатов исполняется с указанием следующих реквизитов:
а) наименования формы нормативного правового акта - решение Совета депутатов;
б) наименования решения Совета депутатов;
в) указания на орган, принявший решение районного Совета депутатов, - Совет депутатов;
г) даты принятия решения Совета депутатов;
д) должности, инициалов и фамилии лица, подписывающего решения Совета депутатов;
е) места подписания решения Совета депутатов;
ж) знака, обозначающего номер решения Совета депутатов.
Статья 48. Порядок рассмотрения проектов решений на сессии
1. Рассмотрение проектов решений осуществляется в двух чтениях.
2. Рассмотрение проекта решения начинается с доклада субъекта права правотворческой инициативы, внёсшего проект решения, или его представителя и содоклада представителя головной комиссии, затем проводится обсуждение проекта решения.
2. Депутаты заслушивают доклад по проекту решения, содоклады, задают докладчику и содокладчику вопросы, обсуждают основные положения проекта решения, высказывают предложения и замечания и, если это необходимо, вносят поправки в проект решения.
3. При обсуждении проекта решения могут быть заслушаны предложения, замечания Главы муниципального образования, представителей прокуратуры района и руководителей структурных подразделений Администрации района.
4. При рассмотрении проекта решения, предусматривающего расходы, покрываемые за счёт средств бюджета муниципального района, в обязательном порядке заслушивается заключение Главы Темниковского муниципального района.
5. По результатам обсуждения проекта решения Совет принимает решение:
1) принять проект решения за основу;
2) отклонить проекта решения.
6. Решение по проекту решения считается принятым за основу, если за него проголосовало большинство от установленной Уставом численности депутатов.
7. Проект решения не получивший необходимого для его принятия числа голосов депутатов, считается отклоненным без дополнительного голосования по нему.
8. При отсутствии предложений, замечаний к проекту решения головная постоянная комиссия может внести предложение о принятии проекта решения в целом.
9. Совет вправе принять решение о вынесении на публичные слушания проекта решения, принятого за основу.
10. При принятии решения Совета о вынесении проекта решения на публичные слушания текст проекта решения подлежит официальному опубликованию.
11. При наличии замечаний и предложений п
Статья 49. Порядок рассмотрения поправок к проекту решения, принятому за основу
1. Под поправкой понимается предложение субъектов права правотворческой инициативы по внесению изменений в проект решения.
2. Поправка может быть подана в устной или письменной форме. Поправки в устной форме могут быть озвучены на заседании сессии.
3. Поданная в устной форме поправка ставится на голосование и принимается, если за неё проголосовало большинство от установленной Уставом численности депутатов, или отклоняется. После этого председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии проекта решения в целом с учётом принятой поправки или без поправки при её отклонении.
4. Поправка в письменной форме направляется в головную постоянную комиссию в срок, установленный Советом, в соответствии с требованиями к оформлению поправок:
1) указание части проекта решения, в которую вносятся изменения;
2) текст поправки и её обоснование;
3) текст части проекта решения с учётом поправки;
4) автор поправки.
5. Постоянная комиссия изучает и обобщает внесённые поправки. Автор поправок вправе уточнить их в ходе обсуждения в комиссии.
6. Поправки, поданные в постоянную комиссию с нарушением требований настоящего Регламента либо после установленного срока, не рассматриваются.
7. Постоянная комиссия на своём заседании рассматривает поправки и по каждой принимает одно из следующих решений:
1) одобрить поправку;
2) отклонить поправку.
8. Постоянная комиссия также вправе не принять решения по поправке и оставить рассмотрение поправки на заседании сессии.
9. Поправки, рассмотренные постоянной комиссией, направляются Председателю, субъекту права правотворческой инициативы, внёсшему проект решения, авторам поправок, как правило, не позднее, чем за три дня до его рассмотрения Советом.
Статья 50. Особенности порядка рассмотрения и утверждения проекта решения Совета о бюджете муниципального района и его отчёте
1.Порядок рассмотрения и утверждения бюджета муниципального района и представления отчёта о его исполнении устанавливаются действующим бюджетным законодательством и Положением о бюджетном процессе в Темниковском муниципальном районе.
Статья 51. Техническое обеспечение заседаний сессий Совета
1. На заседании Совета может использоваться аудиозапись. Аудиозаписи заседаний Совета в течение срока полномочий Совета одного созыва хранятся в Аппарате.
2. Зал для проведения заседаний Совета может быть оборудован трибуной для выступления, микрофоном, экраном и другими соответствующими техническими средствами.
3. Протоколы заседаний Совета хранятся в течение срока полномочий Совета одного созыва, а затем сдаются в районный архив на постоянное хранение.
Глава 10. Порядок взаимодействия Совета с органами государственной власти Республики Мордовия и прокуратурой района
Статья 52. Порядок обращений Совета в органы государственной власти Республики Мордовия
1. Совет вправе направить обращение Главе Республики Мордовия, в Правительство Республики Мордовия, в Государственный Собрание Республики Мордовия и иные органы государственной власти Республики Мордовия..
2. Текст обращения с обоснованием необходимости его принятия готовится постоянной комиссией по направлению деятельности.
3. Решение о направлении обращения принимается Советом большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов и оформляется решением Совета.
4. Совет вправе обратиться к представительным органам иных муниципальных образований в Республике Мордовия с просьбой поддержать данное обращение.
Статья 52. Порядок рассмотрения протеста прокурора района
1. Протест прокурора района подлежит обязательному рассмотрению Советом на ближайшей сессии.
2. Председатель Совета направляет поступивший протест в определённую им постоянную комиссию и одновременно даёт поручение о подготовке соответствующего заключения на протест.
3. Постоянная комиссия рассматривает протест прокурора района на своём заседании. О времени и месте проведения заседания комиссии сообщается прокурору района.
4. Постоянная комиссия по результатам рассмотрения протеста вправе:
1) согласиться с протестом и приступить к разработке проекта решения Совета, направленного на удовлетворение требований прокурора района;
2) не согласиться с протестом и рекомендовать Совету отклонить протест прокурора района как необоснованный. В этом случае постоянная комиссия разрабатывает проект решения Совета об отклонении протеста прокурора района как необоснованного с указанием мотивов отказа в удовлетворении.
5. Внесение проекта решения, направленного на удовлетворение требований прокурора, на сессию Совета осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
6. О времени и месте проведения заседания Совета по рассмотрению протеста сообщается прокурору района.
7. Рассмотрение протеста на заседании Совета начинается с предоставления слова прокурору района и доклада представителя постоянной комиссии о принятом комиссией решении.
8. По результатам рассмотрения протеста Совет вправе принять одно из следующих решений:
1) согласиться с протестом и принять внесённый постоянной комиссией проект решения, направленный на удовлетворение требований прокурора;
2) не согласиться с протестом и принять внесённый комиссией проект решения об отклонении протеста прокурора как необоснованного.
Статья 53. Направление проектов решений на заключение в прокуратуру
По предварительному согласованию с прокуратурой района проекты решений Совета, носящие нормативный характер, направляются на имя прокурора района за десять рабочих дней до их принятия для подготовки заключения.
Глава 11. Осуществление Советом контрольных полномочий
Статья 54. Контрольные полномочия Совета
1. Совет непосредственно, а также через образуемые им органы контроля осуществляет контроль за:
1) исполнением принятых Советом решений;
2) исполнением бюджета муниципального района;
3) соблюдением установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью.
2. Совет образует органы контроля, деятельность которых определяется действующим законодательством, Уставом и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными нормативными правовыми актами. Органы контроля создаются, упраздняются или реорганизуются в порядке, предусмотренном Уставом Темниковского района
Статья 55. Формы осуществления контроля
1. Основным видом контроля Совета за исполнением решений является текущий контроль, осуществляемый в период срока действия решения.
2. Контрольная деятельность Совета осуществляется в формах:
1) заслушивания на заседаниях Совета информации, отчётов, докладов;
2) направления депутатских запросов, запросов (обращений) Совета;
3) проведения депутатских слушаний;
4) в иных формах, предусмотренных законодательством.
3. Порядок осуществления контрольной деятельности Совета определяется действующим законодательством, Уставом и настоящим Регламентом.
4. Предложения о постановке на контроль решения Совета вносятся Председателем и постоянными комиссиями. Решение о постановке на контроль решения принимается Советом и оформляется решением Совета, в котором определяются ответственная постоянная комиссия по контролю за исполнением данного решения, периодичность или сроки осуществления контроля. Данные требования могут включаться в проект решения, принимаемый Советом.
5. В соответствии с решениями Совета вопросы о контроле за исполнением решений в обязательном порядке включаются в план нормотворческой работы Совета.
6. Организацию подготовки вопросов о контроле за исполнением решений к рассмотрению на заседании Совета осуществляет постоянная комиссия. Рассмотрение информации об исполнении решений на заседаниях постоянных комиссий осуществляется в порядке, установленном Положением о постоянных комиссиях.
7. По итогам рассмотрения вопроса на заседании постоянная комиссия готовит проект решения Совета по отчёту или информации и вносит его на рассмотрение Совета в установленном порядке.
Глава 12. Планирование нормотворческой работы Совета
Статья 56. Утверждение плана нормотворческой работы Совета
1. Проект плана нормотворческой работы Совета вносит Председатель Совета на рассмотрение и утверждение Советом.
2. План нормотворческой работы утверждается Советом и оформляется решением Совета.
3. Утверждённый Советом план нормотворческой работы направляется субъектам права правотворческой инициативы и размещается на официальном сайте Темниковского муниципального района.
Статья 57. Реализация плана нормотворческой работы Совета
1. Реализация плана нормотворческой работы Совета осуществляется в определенные им сроки.
2. Нормотворческая деятельность Совета не исключает возможность рассмотрения Советом проектов решений или иных вопросов вне плана, а также обоснованного исключения вопросов из плана.
Глава 13. Заключительные положения
Статья 58. Порядок принятия Регламента и контроль за его исполнением
1. Регламент и изменения к нему принимаются Советом большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов и оформляются решением Совета..
2. Контроль за соблюдением Регламента возлагается на Председателя Совета и постоянную комиссию, в ведении которой находятся вопросы Регламента и организации работы Совета, а во время заседаний Совета – на председательствующего.