СКРЕПЛЕННЫЕ РОДСТВОМ
В Темникове состоялась презентация новой книги.
В Темниковском дворце культуры прошла презентация книги «Темников: крепость империй». В документальном издании на 300 страницах, вышедшем в одном из московских частных издательств в соавторстве Рената Абянова и Марата Сафарова, на основе многочисленных свидетельств местных жителей собраны материалы о происхождении, переселении, духовной вере, эпосе татарских родов, мирно соседствующих на протяжении 12 веков с мордовским и русским народами на западе Мордовии. Коллективная память в книге раскрывается через фрагменты интервью, введенные в текст примеры местной лексики и фотообразы, показывающие современную жизнь потомков знатных фамилий.
Лейтмотивом этнографического исследования одной из групп татарского этноса стала Старая крепость. По преданиям, она находилась на крутом берегу Мокши в районе Старого Города и выглядела так: «В вышине утреннего неба, словно выныривая из голубой пучины, плыл огромный корабль, а позади него возвышалась мощная крепость с башнями, стенами и массивными воротами! Были отчетливо видны бойницы, конюшни, дома, башни, которые, скорее всего, служили минаретами».
В этих местах действительно жили татарские мурзы (князья). Они вели торговлю и участвовали в битвах.
«Обращение авторов к истории способствует расширению знаний о прошлом, - обращаясь к собравшимся на презентацию книги, говорил муфтий духовного управления мусульман Мордовии Ильдус Хазрат Исхаков. - Герои новой книги - темниковские татары - демонстрируют верность своим корням и религии. Сохранив звучные, хорошо известные по источникам фамилии мурз, они возрождают в исторических селах мечети, сохраняют татарский язык и помнят о прошлом. Справедливо с Темниковом связывают свое происхождение татары, живущие в других районах Мордовии и далеко за ее пределами, вплоть до Приуралья. Память о существовании позднесредневековой крепости, фигурирующей в названии книги, сберегается среди местных жителей».
Главный редактор издательского дома, выпустившего книгу, кандидат философских наук Рушан Абясов говорил о замысле авторов на фоне исторических материалов запечатлеть современную жизнь татар, принадлежащих к различным ареалам проживания. «Темников - важнейшее место на такой карте, - сказал он. - Я лично убедился в искреннем интересе многочисленных читателей к этим краям, расположенным на стыке Мордовии, Рязанской и Нижегородской областей. Многие жители мегаполисов сами отправляются по маршрутам книги в отдаленные уголки проживания своих предков. Старые дома, мечети, памятники с арабской вязью на исчезающих кладбищах обретают новое значение для изучения родов».
Все, кто возьмет в руки книгу, увидят, что в ней с фотографий смотрят знакомые лица людей, проживающих в Тарханах, Большом Татарском Караеве, Сухове.
Многие не знали, что татарское село Митрялы в древности имело мордовское название Кафтатижан, что в переводе означает «2000 дворов».
Расселение началось в 1642 году, когда из Темникова на Саранско-Атемарскую засечную черту было переведено 40 мурз и служилых татар. На отведенных землях возникли татарские поселения, в том числе Лямбирь, Пензятка, Черемишево и Щербаково. После расселения темниковские татары оказались не только в нашей стране, но и за ее пределами: во Франции, Турции, Китае.
Авторы вспоминали о незабываемой поездке на берег Мокши с Халилем Хозиным из Сухова, у которого есть тамга - родовой знак принадлежности к местной аристократии. Так в книге появилась иллюстрация со старой крепостью.
Темниковский предприниматель Кярим Урусов рассказал о ходивших по полноводной Мокше в XVIII-XIX веках судах (мокшанах), модель которых находится в историко-краеведческом музее им. Ф. Ф. Ушакова. Утратив феодальные привилегии, татары занялись торговлей и к началу ХХ века в ней преуспели.
Жители с трепетом хранят старинные книги, шамаили, многим из которых по сто и более лет. Некоторые стараются научиться читать на арабском языке и обучить этому детей и внуков. В книге, в которой есть большая светлая надежда на сохранение самобытной культуры, запечатлены мысли об этом пожилых татар, которых уже нет.
Интересно, что Еникей Тенишев в эпоху Ивана Грозного был правителем Темникова. От Еникея происходит род Кулунчаковых, к которому по материнской линии принадлежит писатель Александр Куприн. Барский дом крещеных князей Кулунчаковых в селе Стрельниково Атюрьевского района сохранился до сих пор.
Авторы книги Ринат Абянов и Марат Сафаров рассказали и другие подробности работы в экспедициях. Например, обследовав Темниковский район и Мордовию, они посетили входившие в Темниковского уезд Торбеевский, Атюрьевский и Зубово-Полянский районы Мордовии. В Усть-Рахмановке (Аллагол) Атюрьевского района познакомились с мокшанской культурой: услышали мелодичную мордовскую речь деревенской жительницы, которая прекрасно владеет и татарским языком.
По словам авторов, местные жители везде перед ними гостеприимно открывали двери, доставали главные ценности: семейные альбомы с фотографиями и семейные реликвии. Даже исчезающие деревни не смогли поколебать веру в будущее этих благословенных мест.
В издании отражена и жизнь татар, проживающих в Вознесенском районе Нижегородской области, а также Кадомском и Ермишинском районах Рязанской области, которые в свое время также входили в Темниковский уезд. «В Кадоме есть фамилия Крымский. Этот род, пришедший туда с полуострова Крым, пустил корни, - рассказывал Марат Сафаров. - В Ермишинском районе татары выделывали шкуры, торговали меховыми изделиями из каракуля по всей России и даже возили за границу. Семья Кашаевых из деревни Иваньково была попечителем Московской Соборной мечети в самом начале ее истории. От поместья Кашаевых сегодня сохранились только кирпичные амбары».
И. о. главы Темниковского района О. Н. Родайкин поблагодарил авторов книги и всех, кто причастен к ее созданию, за популяризацию земли темниковской. Он также отметил, что книга «Темников: крепость империй» вышла в Год культурного наследия народов России и в ней под определенным ракурсом рассмотрена многовековая и многонациональная история соседствующих народов, а повествование о прошлом переплетено с рассказом о современной жизни темниковских татар, остающихся на своей родине, словно оберегающих давно несуществующую крепость на крутом берегу Мокши.