Незаконный перевод пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд. Количество жалоб растет
В Отделение ПФР по Республике Мордовия поступают многочисленные обращения граждан о незаконном переводе их пенсионных накоплений из Пенсионного фонда в негосударственные пенсионные фонды. Граждане утверждают, что заявления о переходе в НПФ они не писали и договоров с негосударственным пенсионным фондом не заключали. Вполне справедливо, что люди считают себя обманутыми и требуют возврата средств пенсионных накоплений в ПФР.
(Чтобы проверить информацию о том, переведены ли пенсионные накопления в какой-либо НПФ или нет, человек может в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР, а также в территориальном органе ПФР или МФЦ, запросив выписку из индивидуального лицевого счета).
Что делать гражданам?
В случае, если произошла такая ситуация, Отделение Пенсионного фонда России по Республике Мордовия рекомендует:
1. Обратиться в Управление ПФР по месту жительства или по месту фактического пребывания с заявлением о неправомерном переводе пенсионных накоплений в НПФ. Ежемесячно Отделение ПФР направляет информацию по поступившим жалобам в Пенсионный фонд России для урегулирования сложившейся ситуации, а также проинформирует НПФ о поступлении жалобы.
2. Направить претензию в НПФ о неправомерном переводе пенсионных накоплений и потере инвестиционного дохода, сформированного в НПФ, а также потребовать предоставить заверенные копии документов (заявление и договор об обязательном пенсионном страховании) на основании которых накопления были переведены в этот НПФ.
3. Обратиться с жалобой на неправомерные действия НПФ в Центральный банк Российской Федерации, который в соответствии с Федеральным законом №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» осуществляет регулирование, надзор и контроль за деятельностью НПФ в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
4. Защитить свои права по формированию накопительной пенсии можно через суд. Согласно положениям Федерального закона № 211-ФЗ Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» договор об обязательном пенсионном страховании может быть признан судом недействительным. Если суд вынесет такое решение, то пенсионные накопления должны быть возвращены предыдущему страховщику (ПФР либо НПФ) не позднее 30 дней со дня получения негосударственным пенсионным фондом этого решения суда. Для НПФ предусмотрена административная ответственность за представление в ПФР подложных заявлений о выборе страховщика по ОПС и (или) договоров об ОПС. Это грозит штрафом для НПФ и его должностных лиц.
5. Подать заявление о переводе пенсионных накоплений прежнему страховщику до 31 декабря текущего года.
В этом случае нужно иметь ввиду, что (по нормам законодательства) более выгодным вариантом является смена страховщика через 5 лет. Потому что при досрочном переходе (когда средства находятся у страховщика меньше 5 лет) есть риск потерять инвестиционный доход. Более того, если в НПФ был убыток от инвестирования, то можно лишиться и части средств пенсионных накоплений.
Оптимальным годом подачи заявления при досрочном переходе является год фиксации средств на индивидуальном лицевом счете в ПФР или на пенсионном счете накопительной пенсии в НПФ, которая производится каждые 5 лет.
Более подробная информация о сроках фиксации пенсионных накоплений представлена на региональной интернет-странице сайта Пенсионного фонда России в разделе «Для граждан»: www.pfrf.ru/branches/mordovia/info.
Заявление о переходе к новому страховщику можно подать лично в территориальный орган ПФР, через МФЦ или по почте ( установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи в этом случае осуществляется нотариусом или в установленном законодательстве порядке). Также можно направить заявление через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Но для этого необходимо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации на Портале, а также приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре.
______________________________________________________________________
Кроме жалоб на неправомерный перевод пенсионных накоплений в Отделение ПФР продолжает поступать информация о многочисленных случаях посещения жителей республики людьми, которые представляются якобы сотрудниками Пенсионного фонда. Эти люди под разными предлогами просят представить им пенсионные удостоверения, страховые свидетельства пенсионного страхования, паспорт, другие документы и даже призывают граждан переводить свои пенсионные накопления в тот или иной НПФ.
Важно отметить, что сотрудники ПФР «не ходят по домам» и не призывают граждан в срочном и обязательном порядке переводить свои пенсионные накопления в тот или иной НПФ. На дом могут выехать лишь сотрудники мобильной клиентской службы Пенсионного фонда по заявлению участников Великой Отечественной войны, лиц, ограниченных в возможности передвижения, а также лиц, достигших 80-летнего возраста. В данном случае заранее обговаривается дата выезда и время. Кроме того, приехав к заявителю, сотрудники мобильной клиентской службы должны предъявить удостоверение, в котором указана должность сотрудника, имеется фотография и печать.
По квартирам, как правило, ходят агенты негосударственных пенсионных фондов в агитационных или рекламных целях. Ни в коем случае не следует подписывать договор на перевод своих пенсионных накоплений в НПФ исключительно в обмен на предложение скидки при приобретении иных товаров или услуг (получение кредита, оформление страховых продуктов, покупка мобильных телефонов в салонах сотовой связи и пр.).
Отделение ПФР по Республике Мордовия напоминает жителям республики об осторожности и призывает проявлять особую бдительность при общении с людьми, которые просят посмотреть документы либо же пытаются выяснить какие-либо конфиденциальные данные.
Если человек все же решил перевести свои накопления в НПФ, то как понять какой из них лучше и стоит ли вообще это делать? Прежде всего, нужно внимательно изучить работу негосударственного пенсионного фонда. Обратить внимание на репутацию НПФ, показатели доходности инвестирования пенсионных накоплений не только за прошедший год, но и за весь период работы фонда. Следует изучить и количество граждан, чьи пенсионные накопления формируются в данном фонде. Ознакомиться с подробной информацией можно на интернет-сайтах НПФ или на сайте Банка России.
Но прежде всего при принятии решения о переводе пенсионных накоплений, чтобы максимально сохранить уже имеющуюся у человека сумму, необходимо сформировать в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР либо на Портале госуслуг (можно обратиться и в клиентскую службу ПФР) выписку о состоянии индивидуального лицевого счета, где в разделе «Формирование пенсионных прав»посмотреть информацию о:
текущем страховщике (НПФ или ПФР),
периоде (год), с которого формируются пенсионные накопления у действующего страховщика (чтобы случайно не перевести свои накопления досрочно, а, следовательно, потерять свойинвестиционный доход),
сумме средств пенсионных накоплений.