Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами

Вы находитесь на старой версии официального сайта Темниковского муниципального района Республики Мордовия. Новая версия сайта с информацией от 01.01.2023 находится по адресу: https://temnikov.gosuslugi.ru/

Долгое эхо войны

Долгое эхо войны

19 октября 2011 года в ходе Вахты памяти-2011 сводным поисковым отрядом МРОО «Архивно-поисковая группа «Броня» (Республика Мордовия), ПО «Долина» и «Партизан» (г. Зубцов Тверской области) в поле, восточнее бывшей деревни Васильки Щеколдинского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, было обнаружено массовое неучтенное захоронение военнослужащих Красной Армии, погибших во время Великой Отечественной войны. С помощью смертных медальонов поисковиками было установлено, что в воронке погребено 57 человек, среди которых семеро - уроженцы Мордовии. В их числе наш земляк - Сидор Михайлович Кижменев, проживавший в д. Николаевка Темниковского района.

Такое сообщение поискового отряда пришло совсем недавно в семью Кижменевых в д. Николаевка. Подробности трагической истории 70-летней давности мне рассказал младший внук павшего в боях Сидора Михайловича - Александр Степанович Кижменев:

- Это известие потрясло всю нашу большую семью. Дед, по рассказам родственников, по своей натуре был человеком активным, всю жизнь боролся за справедливость. Ушел на войну в 1941-ом в зрелом возрасте - в 41 год. Из дома в д. Николаевка, который и поныне сохранился и стоит на том же самом месте, его провожали жена Евдокия Андреевна и трое детей - Степан, Екатерина и Анна. Спустя месяц бабушка обнаружила, что беременна. Четвертого сына, которого назвала Михаилом, мой дед уже не увидел никогда.

В январе 1943 года она получила на деда похоронку, где было написано, что «в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, Сидор Михайлович Кижменев был убит 11 декабря 1942 года и захоронен восточнее 1 км деревни Васильки Сычевского района Калининской (ныне Тверской) области.

Следом за мужем бабушка проводила на войну своего старшего сына, моего отца - Степана, которому в то время исполнилось 18 лет. В 1943-ем он получил тяжелую контузию и был демобилизован. Домой вернулся с множеством наград.

Судьба дочерей Сидора Михайловича сложилась весьма трагично. Старшая Екатерина погибла под колесами автомобиля, а младшая Анна, родив троих детей, умерла от рака. Все тяготы по воспитанию детей легли на плечи бабушки-вдовы, которая впоследствии была вынуждена переехать из деревни Николаевка по месту жительства умершей дочери в г. Казань.

Кстати, младший сын деда Михаил, мои братья Василий и Сергей ездили в Тверскую область к обелиску в начале 90-х, где на плите мемориала «Московская Гора» прочли выбитое и увековеченное в граните имя деда - Сидора Михайловича Кижменева. Спустя 70 лет оказалось, что его прах там не покоится, а совсем недавно обнаружен в братской могиле.

НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ НЕ СТАВЯТ КРЕСТОВ

Как объясняет в своем письме командир архивно-поисковой группы «Броня» А. С. Кузнецов, сам по себе факт обнаружения останков воинов для тех мест, где когда-то гремела война, к сожалению, не удивителен. Как шел солдат в атаку, упал сраженным, так и лежит до сих пор практически на поверхности - под тонким слоем земли. Это страшная реальность той войны, цена Победы в ней и молчаливого людского равнодушия к этому факту. «Увы, нам, поисковикам, приходится сейчас все чаще слышать: «Зачем вы тревожите солдат? - пишет в письме А. С. Кузнецов. - А мы отвечаем: «А вы сами хотели бы так лежать? Чтобы по вам ходили, охотились на зверье, строили особняки. Чтобы ваши могилы зарастали сорной травой. Разве наши солдаты это заслужили?»

Со многими захоронениями времен войны, подобными тому, что было найдено в урочище Васильки, связан еще один сложный трагический момент нашей истории. В 60-е - 70-е годы во фронтовых регионах шло повальное «укрупнение воинских захоронений». Останки павших из братских могил вблизи умирающих деревень переносили под обелиски центральных усадеб колхозов, под возводимые мемориальные комплексы. К сожалению, из одних братских могил (подобно этой) брали лишь верхний слой, а остальные зарывали. Другие братские захоронения просто запахивали. Именно с таким отношением к павшим мы все чаще сталкиваемся в Зубцовском районе Тверской области, на территории которого работаем более 10 лет».

НАШ ДЕД НИКОГДА НЕ УЗНАЕТ

- Когда я своими глазами увидел снимки, показывающие, как поисковым отрядом проводились раскопки братской могилы, где нашли останки деда и его документы, тщательно сохраненные в немецкой гильзе (они считались более надежными по прочности), у меня защемило сердце, - продолжает А. С. Кижменев. - Такое было чувство, что я сам побывал на месте раскопок и в том бою на подступах к Москве, где воевал дед. И радость на душе оттого, что живут на земле такие люди-патриоты, входящие в поисковые отряды, которые неравнодушны к судьбам павших. И делают они это не ради славы, а ради того, чтобы солдаты войны обрели свои могилы и по достоинству были преданы земле.

23 АВГУСТА - ЦЕРЕМОНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

От А. С. Кижменева я узнала о том, что в настоящее время останки бойцов находятся во временном захоронении. 23 августа 2012 года, в день освобождения г. Зубцова от немецко-фашистских захватчиков, на воинском кладбище, где традиционно хоронят найденных в ходе Вахты памяти солдат и командиров, состоится церемония их торжественного перезахоронения с соблюдением всех воинских, гражданских и духовных почестей. Кижменевых, как и всех родственников мордовских воинов, найденных в этой братской могиле, пригласили принять участие в погребении. А их очень много. Только у Сидора Михайловича Кижменева 17 внуков и более 30 правнуков, которым он оставил в наследство свою героическую фамилию, немеркнущую славу и память о себе!

Г. ЧУПРУНОВА.