Один день из жизни соцзащиты
В государственном казенном учреждении «Социальная защита населения» по Темниковскому району РМ трудятся 104 человека. Среди них нет людей, имеющих специальное образование. Все пришли сюда по призванию, чтобы отдавать людям, нуждающимся в помощи, частичку своей души. Работа стала смыслом жизни для тех, кто уважает старость, трепетно относится к детям и многодетным семьям, инвалидам и к оказавшимся в бедственном положении.
Работа учреждения многогранна и интересна. В этом я убедилась, проведя один день в стенах службы и своими глазами увидев, что она собой представляет.
Утро. 8.30. Все работники учреждения соцзащиты - уже на местах. Но большинство вместе со своим руководителем Л. И. Таракиной пришли гораздо раньше. Это норма - приходить раньше и задерживаться допоздна. Бывало и так, что покидали свои рабочие места на рассвете, к примеру, когда составляли и проверяли списки пострадавших в паводке жителей района. Особенно досталось администратору базы данных Евгению Гурдяеву. От него требовалась четкость в работе. Сегодня он с улыбкой вспоминает, насколько глубоко уходил в нее, что даже не слышал вопросов юриста Ирины Тутаевой. Кстати, не меньшая ответственность в этом легла и на ее плечи. Когда все с цветами шли в праздничных колоннах на первомайский митинг, она тщательным образом сверяла номера паспортов в документах.
Сбором и обработкой документов занималась и клиентская служба, руководит которой М. Н. Коршунова. Кроме нее здесь трудятся 4 сотрудника. Сюда с раннего утра идут и идут люди, ожидающие помощи от государства на ремонт жилья и надворных построек, пострадавших после паводка. А это на сегодня более 1128 человек. С 8 утра заведующая заверяет дела для отправки дополнительного списка на 49 человек. Все делает быстро, так как каждая минута на счету, ведь надо принять клиентов не только по вопросам паводка, но и организовать работу отдела. Помогают ей в этом оргтехника, а также высшее экономическое образование.
В службе она проработала уже 13 лет. А новый отдел возглавила 3 года назад. Немаловажный момент в работе заведующей - знание законов по линии соцзащиты, ведь вопросов, по которым обращаются граждане, много. Так, жительница г. Темникова Людмила Васильевна принесла документы для назначения субсидий, молодая мама Юлия обратилась за компенсацией на молоко ее малышу, Любовь Ивановна пришла по вопросам начисления детского пособия. Работники клиентской службы уже до обеда рабочего дня приняли массу документов и заявлений граждан. Дальше - дело за специалистами отдела назначений.
У заведующей Ольги Владимировны Тюменевой сегодня волнительный день - ее дочка, выпускница 9-го класса, сдает ЕГЭ. Но работа уводит ее от переживаний. Через минуту она уже полностью занята назначениями по детским пособиям и субсидиям на получение компенсации на молочные продукты детям до 3-х лет, компенсации педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, за твердое топливо, матерям по уходу за детьми до полутора лет. За плечами специалиста - огромный стаж работы. Так что, несмотря на личные проблемы, работу свою, как всегда, О. В. Тюменева выполняет на отлично. А вот и радостный голос дочки в трубке: «Мама, я сдала!».
Время перевалило за полдень, но сегодня пяти специалистам отдела выплат даже подумать некогда о том, чтобы выпить чашку чая. Они формируют документы по ежемесячным денежным выплатам. Обычно в короткие минуты отдыха сотрудницы этого дружного коллектива делятся своими насущными проблемами, ведь у каждой из них - семья, дети, домашнее хозяйство. А вот у заведующей отделением Татьяны Викторовны Гариной - еще и личное подсобное хозяйство, где 2 коровы, телята, поросята, куры. Кроме того, надо проводить дочку в школу, мужа - на работу, ответить на утренний звонок и дать совет старшей дочери, которая учится на медфаке.
По сравнению с тишиной предыдущего отдела, шумно в отделении срочной службы. С раннего утра здесь раздаются звонки с просьбами о помощи. Например, пенсионерка инвалид 3-ей группы Г. Н. Андрюшина убедительно просит сходить за продуктами. И соцработник О. М. Рамзаева уже спешит в ближайший продуктовый магазин.
Но вот неожиданно дверь отделения распахивается. Это директор госучреждения Людмила Ивановна Таракина заходит с букетом цветов, чтобы поздравить с 19-летием работы в отделении его заведующую Надежду Васильевну Максакову. Радости и восторга от такого внимания и уважения со стороны руководства нет предела. Она-то думала, что лишь одна помнит о том дне, когда впервые переступила порог учреждения соцзащиты!
На чествование были отведены считанные минуты, так как заведующая вместе с молодым психологом А. Ф. Доковым торопится выехать в села района на обследование жилищно-бытовых условий семей, в которых проживают недееспособные граждане. Главная роль здесь отводится именно психологу. В его обязанности входит не только оценка ситуации, но и грамотное оформление документов по опекунству. Уже встречались в практике молодого специалиста и сложные моменты, когда приходилось отправлять престарелых в дома-интернаты.
В настоящее время 178 немощных престарелых людей - на надомном обслуживании 50-ти социальных работников.
Не застала я в этот день в своем кабинете заведующих отделениями социально-бытового обслуживания Т. Ф. Сеськину и С. П. Мамаеву. Они так же, как и их коллеги, выехали в село, где предстоит посетить всех престарелых, находящихся на обслуживании, зайти в каждый дом и выяснить, какие проблемы их волнуют. Чтобы убедиться в качестве обслуживания, нужно расположить к себе собеседника, а еще иметь чуткую душу и жизненный опыт.
В послеобеденные часы поток клиентов не спадает. В коридорах учреждения можно увидеть людей всех возрастных категорий, начиная от пенсионеров, заканчивая маленькими детьми. Вот у раскрытой двери директора учреждения в ожидании стоит совсем юная девушка, держа за руку полуторагодовалую дочку. У крошки такое милое, доверчивое личико, она так радостно улыбается всем, кто проходит мимо! Но в результате разговора стало ясно, что мамаша оставила ребенка в коляске одного на улице, а сама в это время пьянствовала. Обнаружил ребенка участковый и позвонил в учреждение соцзащиты. Девочка была отправлена в больницу, где врачи поставили ей диагноз: «Дистрофия». Теперь беспечная мать слезно умоляла оставить ребенка с ней после лечения в больнице. Но этот вопрос уже вышел за рамки компетенции Л. И. Таракиной.
Вопросами, касающимися материнства и детства, занимаются в отделе с точно таким же названием. Есть в его работе не только такие негативные моменты, но и приятные мгновения. Например, в этот день специалист Н. А. Сюлина собиралась сопровождать 12 детей из малообеспеченных семей в поездке на детский курорт «Анапа». А заведующая этим отделением Н. П. Крючкова и заведующая дневным отделением В. Д. Ларионова готовились к открытию лагеря дневного пребывания «Улыбка».
В День социального работника Почетные грамоты Министерства здравоохранения и соцразвития РФ вручены заместителю директора Т. А. Агаповой и главному бухгалтеру Т. М. Волгуновой.
Сегодня рабочий день для сотрудников соцзащиты заканчивается по графику, ведь к празднику надо подготовиться…
Г. ЧУПРУНОВА.