Он умирал, чтобы дожить до 100 лет и рассказать потомкам о той страшной кровавой войне
1 июля столетний юбилей отметил Петр Васильевич Шестеркин – ветеран войны и труда, награжденный орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией»
Поздравить юбиляра приехали: глава администрации района И. Н. Гамаюнов и городского поселения В. В. Афонин. Приветственный адрес от республиканской ветеранской организации вручила председатель райсовета ветеранов войны и труда С. М. Кудакова. И, конечно, большой интерес к долгожителю был вызван у журналистов газет и телевидения.
Несмотря на почтенный возраст, Петр Васильевич Шестеркин чувствует себя хорошо. Он много знает, интересуется политикой, следит за новостями. Считает, что дожить до ста лет ему помог здоровый образ жизни: он никогда не курил, не увлекался спиртными напитками, соблюдал режим, в любую погоду до глубокой старости ходил босиком купаться на озеро, занимался спортом. В армии не раз был призером по бегу на длинные дистанции, любил лыжи. Здоровье и сила духа помогли ему выжить и в фашистском плену.
Родился Петр Васильевич в одном из сел Покровского района Оренбургской области. За плечами – школа, армия. До войны успел поработать в покровской газете бухгалтером. В 1941 году был призван в Красную Армию.
В начале 42-го на передовую Волховского фронта попал прямо из Ивановского политического училища. «По тревоге подняли полдвенадцатого ночи, - вспоминает юбиляр, - и в чем были, без провизии и оружия, нас отправили на фронт. Почти сразу попали в окружение. Оружие добывали в бою. Ели побеги сосны. Однажды сняли шкуру с полусгнившей убитой лошади. Делили на весь полк спичечным коробком. Кто сразу запихивал в рот и глотал, а кто бросал в кипящую в котелке воду...»
В феврале 1942 года 52-ая армия не смогла выйти из окружения и попала в плен. Всех посадили в красные эшелоны и отправили в Саксонию. «Нас было несколько тысяч человек. Фашисты искали комиссаров, политруков, коммунистов и евреев. Подкупали малюсенькой булочкой. Все были очень голодные, и некоторые шли на предательство. Комиссаров расстреливали на месте, а на евреев надевали ермолку, запрягали в бочку с нечистотами и заставляли возить».
Условия содержания пленных в концентрационных лагерях описаны в литературе. Горы трупов из костей и кожи запечатлены в исторических документах. Все это переживал и узник 4516-й, которому также, как и другим была уготована мучительная голодная смерть.
«Между собой мы называли друг друга по последним цифрам номера. Я был 16-ый. Однажды с утра на территорию лагеря приехала машина с рентгеновской установкой. Нас просветили и заставили присесть три раза. Я смог это сделать, а многие, присев, валились с ног. Тех, кто выдержал испытание (набралось несколько тысяч человек), отмыли в душе, одели в робы, заковали в кандалы, масляной несмываемой краской пометили SU (Советский Союз) и отправили в шахты в Бельгию».
Почти год на тысячеметровой глубине в кромешном аду от забивающей легкие пыли, нестерпимой жары и непосильного труда П. В. Шестеркин добывал каменный уголь. За это каждый день давали по 400 г настоящего хлеба и баланду с картошкой и мукой. «Спишь и видишь, что ты ешь, - рассказывает юбиляр. - А просыпаешься - нет ничего».
Побег. «В выходной можно было работать. За это давали дополнительную пайку. Нас поставили разгружать вагоны на огромном шахтерском дворе. Во время обеда лагерный раздатчик отвлекся, и мы с другом спрыгнули по другую сторону вагона, потом по доске - через колючку и - в лес. Хорошо, что упали удачно, ничего не сломали!»
Потом были скитания. Приют нашли в семье бельгийских антифашистов. Вступил в партизанский отряд, стал командиром Русской бригады Секретной армии в провинции Лимбург под именем Жан Пьер Август. Участвовал в освобождении советских военнопленных. После освобождения Бельгии силами антигитлеровской коалиции возглавлял военную миссию СССР, занимался репатриацией советских граждан на Родину.
Удостоен медалей правительства Бельгии.
Он несколько раз умирал, но чудом оставался жив. «Однажды, - с горечью рассказывает ветеран, - после минометного обстрела меня контуженного, без сознания, засыпанного землей – рука одна торчала – нашли боевые товарищи. Выходили, поставили на ноги. Второй раз я прощался с белым светом, когда стоял в числе других военнопленных перед дулом фашистского пулемета у огромной воронки от разорвавшейся авиационной бомбы, куда должны были падать наши тела. Сердце билось так, что болели ребра. Потом чуть не умер от голода в плену. Едва не утонул в болоте, когда бежал из лагеря...»
После войны приехал в Темников. До пенсии работал в торговле.
Вековой юбилей ветеран встречает в кругу своих детей, внуков и правнуков. Он сполна отдал свой долг служению Отечеству, и Родина его не забыла: он имеет достойную пенсию, живет в благоустроенной квартире, купленной по Президентской программе, в свое время получил легковой автомобиль.
Он всем доволен и мечтает пожить подольше, потому что очень это хорошо - ЖИТЬ СЕГОДНЯ!
А. ЛЕБЕДЕВА